пятница, 5 января 2018 г.

Денис Бердаков: ЕАЭС -это лекарство от бедности в мире технологического диктата

11:5510-03-2017
Денис Бердаков: ЕАЭС -это лекарство от бедности в мире технологического диктата

В 2017 году Кыргызская Республика председательствует в органах Евразийского экономического союза. Кыргызстан, как полноправный член ЕАЭС, имеет свою точку зрения на многие актуальные процессы, которую и готовы высказать представители экспертного сообщества КР. С высоты Тянь-Шаньских гор проблемы Российско-Белорусских или Армяно-Казахстанских проблем выглядят иногда иначе, другой угол зрения, неожиданные акценты.

Первым с нами на эту тему побеседовал политолог заместитель руководителя представительства Фонда "Евразийцы -новая волна" в Кыргызской Республике Денис Бердаков.

- Почему ЕАЭС не был создан раньше?

«Союз не мог быть создан ранее по двум причинам:
- Активно «проедалось» советское наследие. Каждая страна брала столько суверенитета сколько могла осилить и бежала строить свою независимость. По пути теряя технологии, инфраструктуры, уровень образованности населения и науку.
- Высокие мировые цены на углеводородное сырье, металлы, лес и руду. позволили почти все 2000 годы поддерживать России, Казахстану, Азербайджану и Туркмении на пространстве СНГ достаточно высокий уровень жизни. Элиты богатели - населению тоже перепадали крохи с барского стола. Стимула к изменениям, интеграции, инновациям в первую очередь в элитах не было.
Но после первой волны кризиса в 2008 году у ряда элит стала возникать понимание , что все их экономическое чудо - это продукт мировой конъюнктуры цен на сырье.
Соответственно элиты ЕАЭС, как ядра постсоветского пространства, пошли на создание ТС и затем ЕАЭС с 2010 года , понимая, что экономическая интеграция способна обеспечить рост экономик, а иначе – управление стран окажется перед угрозой социальной и политической нестабильности».

В идеале ЕАЭС нацелен на создание своеобразного экономического региона, в рамках которого будут создаваться максимально полные производственные цепочки. С помощью производственных цепочек будет поддерживаться высокий уровень технологий в ключевых отраслях для обеспечения приемлемого уровня добавленной стоимости и высокого жизненного уровня граждан стран-участниц Евразийского экономического союза.

- Для чего Кыргызстану ЕАЭС, и как мы от него выиграли?

«Положительный эффект от вступления Кыргызстана в ЕАЭС ощутили наши трудовые мигранты. Сейчас они работают практически на равных условиях с россиянами, и как трудящихся освобождены от ранее обязательных выплат за патент и специальные разрешения на работу, а также экзамены на знание языка, культуры, истории и законодательства. Таким образом, каждый кыргызстанец, трудящийся в России, выигрывает около 60 тысяч рублей в год. Т.е. он может теперь потратить «сэкономленные» деньги на улучшение качества своей жизни либо переслать эти средства на родину. Если умножить 60 тысяч рублей на 750 тысяч – официальное число трудовых мигрантов в РФ, то в результате мы имеем 45 миллиардов рублей.

Стоит также отметить, что сокращается доля нелегальных работников. Ведется планомерная работа по выведению граждан Кыргызстана из черного списка. Около 44 тысяч наших граждан из 110 тысяч, оказавшихся в «черном списке» ФМС РФ, получат право въезжать в Россию в течение 2017 года. К тому же наши граждане получили доступ к медицинскому страхованию и другим социальным услугам (
дети могут посещать школы и детские сады).
Что касается конкретных цифр, то за 2016 год мигранты (в основном, трудящиеся в РФ) перечислили в Кыргызстан 1 миллиард 991,3 миллионов долларов, что почти на 307,7 миллионов долларов больше, чем в 2015 году. И это на фоне кризиса!

Для сравнения: Совокупные доходы республиканского бюджета за 12 месяцев 2016 года прошлого года составили 115 миллиардов 771,3 миллиона сомов (приблизительно 1 миллиард 677,8 миллионов сомов). Совокупные расходы достигли 136 миллиардов 697,2 миллионов сомов (примерно 1 миллиард 981 миллион долларов).
К сожалению, на данном этапе интеграции все еще сохраняются определенные трудности для нашей страны. Так, правоприменительная практика РФ не всегда соответствует нормативно-правовой базе ЕАЭС. Регистрация должна носить уведомительный характер, но фактически она носит разрешительный. Конечно, мы понимаем, что это связано с реформами силовых структур РФ страны, и надеемся, что недочеты будут устранены в будущем».

Та социально-политическая стабильность которую мы имеем в Кыргызстане - это эффект того, что почти 1 000 000 наших трудоспособных, пассионарных граждан трудятся в Казахстане и России. Иначе здесь был бы уже давно социальный взрыв.

- Возможное вхождение Таджикистана. Чем оно чревато для Кыргызстана?

«Большинство экспертов крайне сдержанно анализируют наше вступление в ЕАЭС, чаще говоря об интеграции, как тяжелом процессе, невозможном без больших финансовых вливаний и неформальной поддержки со стороны России. То же самое можно сказать, оценивая структуру экономики Таджикистана. Между нами много точек соприкосновения (потенциальной конкуренции) – РТ тоже аграрная страна, сопоставимы и экспортные товары, к тому же в России почти миллион трудовых мигрантов из этой республики.

Поэтому не совсем понятно, какие плюсы от вхождения Таджикистана в союз получит Кыргызстан. Зато виден целый ряд минусов. Это – и возрастание конкуренции для наших мигрантов и сельхозпроизводителей. Если таможенные границы между нашими странами будут открыты, возможен рост наркотрафика».

- Существуют ли барьеры, которые мы сами себе создаем?

«Любая страна - участница ЕАЭС или любого другого межгосударственного объединения, в первую очередь, думает о своих интересах и не упустит «тактического окна возможностей». ВТО для Казахстана стал, как-раз таки, подобной возможностью. Напомню, что РК стал членом Всемирной Торговой Организации после присоединения к ЕАЭС. В результате, средняя таможенная ставка в 2017 году на ввозимый в страну импорт составляет 6,5%, тогда как в ЕАЭС в целом – 10,4%. Фактически, сниженные ставки в Казахстане действуют для более 1900 видов товаров, ввозимых в страну из-за рубежа (продовольственные продукты, оборудование, средства транспорта и т.д.). Это приводит к тому, что через территорию Казахстана в ЕАЭС попадает китайская продукция по более низким пошлинам, мешая развитию производителей стран ЕАЭС. Сейчас этот вопрос решен, но ситуация чревата тем, что начинается нездоровая тенденция. Ведь в результате подрывается основа доверия между членами ЕАЭС. Однако, как утверждает Астана, проблемы нет. И государство признает необходимость не допуска на рынки других стран ЕАЭС продукции, ввезенной в РК по более низким ставкам. В частности мы, в Кыргызстане, опасаемся того, что наши товары едущие через Казахстан транзитом также не будут пускаться на территорию РФ, будучи засчитанными как китайские товары ввезенные в Казахстан для внутреннего потребления. Пока не прописан сам механизм того, как будет определяться, изыматься такие товары на границе между Казахстаном и РФ.

Усложняет положение дел и введение РФ односторонних санкций. Фактически, санкции ЕС и ответ на них России ограничивают свободу передвижения части товаров внутри ЕАЭС. В связи с чем, усложняется понимание действительности для бизнеса. Подрываются планы предпринимателей на будущее».
Тут важно понимать позицию Кыргызстана. Мы понимаем, что нас в союз взяли "по блату". Российская федерация, по сути, дотирует Кыргызстан, выдает гранты на поддержку бюджета, создала кыргызско-российский фонд на 500 млн долларов для финансирования целевых проектов. И все что нам нужно от ЕАЭС - это то ,что бы он быстро развивался.

- Какие ключевые проблемы сейчас стоят перед странами ЕАЭС?
«Актуальные проблемы ЕАЭС на данном этапе – низкие темпы интеграции, отсутствие единого центра, а также нежелание национальных элит делегировать реальные экономические полномочия на наднациональном уровне (выработка стратегии, контроль).
Если говорить о других проблемах, стоящих перед объединением, то это, конечно, падение мировых цен на товарных рынках, что привело к снижению платежеспособности внутри союза. В этих условиях есть угроза, что каждая из стран-участниц ЕАЭС будет стремиться защитить внутренний рынок, ограничивая импорт из стран-партнеров по ЕАЭС. Однако, в итоге проиграют все.

Страны неохотно идут на уступки и стремятся сохранить инструменты торгового протекционизма, в том числе, через политику валютного курса. Т.е можно сколько угодно давать свободу перемещения товарам. Но на примере Кыргызстана и Казахстана четко видно, что казахский тенге девальвировал на 30-40% больше чем сом. Население РК в долларах обеднело, но внутренний производитель получил мощный рывок для выхода на рынок Кыргызстана.

Но все же ключевой проблемой является тот факт, что, начиная с 2009 года, в мире обороты набирает технологическая революция, а темпы ЕАЭС таковы, что союз может не успеть «доинтегрировать». Мы планируем к 2025 году создать единый рынок углеводородов, однако есть вероятность, что уже к 2014 году 1/5 часть населения Земли будет ездить на электрическом или водородном топливе. Ведь уже в 2016 году доля электрокаров на автомобильном рынке Китая достигла 1,4%, в США она составляет 1,1%, а в Европе - 1,2%.
Единое евразийское экономическое пространство уже состоявшийся факт для Кыргызстана. Бизнес, государственные структуры медленно, решая большое количество давно накопившихся внутренних проблем, начинает осваивать новые стандарты качества, идет структурная перестройка экономики.

Сейчас Кыргызстан притирается к нормам, регламентам, принятым в рамках свободы перемещения товаров, услуг и рабочей силы на подходе серьезные изменения, связанные с созданием единых рынков (отраслевых, финансовых) в рамках ЕАЭС. Прцесс крайне болезненный - в стране идет принудительная (иначе не выживем) ре индустриализация, восстановление минимальных технологических регламентов, заново создаются службы фитосанитарного и ветеринарного контроля. Мы четко понимаем, что возможностями 180 - миллионного рынка ЕАЭС мы толком не смогли воспользоваться. У нас не оказалось больших агрохолдингов, способных поставлять фрукты, овощи, мясо на рынки ЕАЭС во время санкций и контр санкций. Но наша швейная отрасль смогла преодолеть кризис первого года нахождения в ЕАЭС. И у нас сейчас впервые за многие годы есть предприятия работающие в 3 смены. Этого удалось достичь за счет того, что наши бизнесмены ушли в он-лайн торговлю. Именно поэтому в год председательства Кыргызстана в ЕАЭС мы будем стараться продвигать цифровизацию экономик союза, упрощение всего документоборота.

Что может развалить союз?
Жадность и недальновидность элит. Физически союз может существовать хоть лет 50, но стать новой диалоговой площадкой где ничего не решается и нет реальной работы на низовом уровне как в СНГ - угроза велика.
На повестке дня в ЕАЭС стоят новые задачи: создание общих наднациональных корпораций, формирование единого образовательного и шире культурно-гуманитарного пространства. Эти вопросы необходимо решить, чтобы соответствовать новым мировым вызовам и угрозам». Нам отсюда четко видно, проиграет Россия технологическую гонку , не впишется в новый технологический уклад - проиграем и мы.

Отдельная угроза союза лет через 10 - это поиск общих ценностей, культурное недопонимание как в среде элит, так и обычных граждан. Я был во всех странах ЕАЭС кроме Армении - это разные страны и мыслят там уже по разному. Советские образы, герои, общие шутки, примерно одинаковые трактовки истории и образы будущего - уже сейчас сильно разнятся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Собрать кубик Рубика: политические трансформации Кыргызстана

На современном этапе развития политической культуры эти кланы представляют собой финансово-чиновничьи группы мафиозного типа, имеющие пр...