понедельник, 5 января 2015 г.

Бердаков Денис, политолог: Госрегулирование: фасилитация или контроль?

Суть  вопроса о  госрегулировании лежит в  плоскости того, как мы воспринимаем  функции  государства. Согласно либеральной традиции  роль государства  заключается в профессиональной фасилитации. Коммунисты, националисты и  социалисты  наделяют  государство функцией тотального контроля и регулирования экономики.  Для начала  давайте определимся с терминами  фасилитация и  контроль.

Фасилитация – это облегчение взаимодействия внутри группы (от англ. «facilitate»   облегчать, помогать), процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников.
Контроль –  проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора (определение из книги Кейта Кинана «Эфективное управление»).

В чем между ними разница?   А  разница собственно в том, что  при варианте тотального контроля со стороны государства  государство, по мнению американского философа Айн Рэнд,  превращается в  самую опасную угрозу правам человека; «оно владеет монополией на применение физической силы против законно безоружных жертв». В странах, где  экономика  находится под контролем  государства, представления государства об экономике можно свести к нескольким коротким фразам: «Если что-то движется, обложи налогами; если оно продолжит двигаться, зарегулируй; а как остановится -  субсидируй». Эти слова сказал 40-й президент США – Рональд Рейган, который  наиболее точно  выявил все недостатки  госрегулирования  экономики посредством неэффективного  контроля со стороны хлопотунов, чьи усилия  в  погоне за призрачным общим  счастьем приводят к  разорению конкретных  бизнесов. Поэтому нам как гражданам своих стран стоит помнить о том, что «пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности».

Давайте рассмотрим, к чему привело  некомпетентное вмешательство  и необоснованный контроль  государства в различных  секторах экономики  в Кыргызстане.

Возьмем туризм.  Выдвинутая сверху инициатива правительства  «Кыргызстан -    Страна Санта Клаусов» не привела к росту  туристической отрасли  поскольку  рынок не испытывал в ней потребности, да и государственный менеджмент в реализации данной идеи оставлял желать лучшего. Этот пример очень показателен, потому что Ассоциация туристических операторов Кыргызстана предлагала свои реальные   проработанные инициативы, которые помогли бы зарабатывать  конкретным бизнесам,  и  государство получило бы гораздо больше денег от туристического бизнеса в бюджет. Но это если бы государство занималось фасилитацией  т.е. помогало бы всем участникам процесса быстрее и легче зарабатывать на туризме, а не  пытаться контролировать  (а по сути,  мешать)  бизнесу. Визовый режим с развитыми  странами, ориентация на контроль  за отдыхающими,  необходимость получения  кучи  справок, лицензий, разрешений  для занятий туристическим бизнесом – все  это  мешает, а не развевает   туризм в  Кыргызстане.

В сфере строительства  сложилась  ситуация, когда строительные фирмы вынуждены завышать стоимость жилья на 50-30% от итоговой суммы  чтобы  дать взятку  и получить  различные лицензии и разрешительные бумаги   от чиновников и ведомств.   Иначе на получение  всех документов  и лицензий могут уйти годы. Бизнесмены привязаны к чиновникам кабальной зависимостью брать  разрешения буквально на все свои действия. Разве при такой системе  государство  заботиться о  своем народе?
Без поддержки государства (и самое главное без его контроля) в Кыргызстане образовались два огромных  рынка: «Дордой» и «Кара-Суу».  Которые обеспечивают работой десятки тысяч людей. Кыргызский этнос традиционно не занимавшийся торговлей буквально за десять лет так изменил себя, что торговцы из Кыргызстана заняли   значительные позиции  как в Казахстане, так и в России в сфере розничной  и мелкооптовой торговли. 
 Ввиду  высокой коррупции (которая сама является следствием чрезмерно раздутых полномочий государства) в Кыргызстане  процветает   браконьерство, вырубка лесов, эрозия почв на  пастбищах. Это все происходит потому, что люди  привыкли  к тому, что если государственное – значит ничейное и можно это использовать на полную катушку. Как показала практика эти проблему можно решить,  отдав  все эти ресурсы в частные руки  как в Грузии.  И тогда  владелец  леса будет заинтересован в увеличении количества деревьев,  так как он получает деньги от их продажи и ему не выгодно  взять и срубить все деревья за 1 раз.
        
Подытоживая, давайте задумаемсяПланируемая  значит ли это регулируемая экономика?
Пример российского АвтоВАЗ,  когда  за деньги  налогоплательщиков   дотируют морально и физически устаревшее производство. Кинотеатры в Бишкеке, которые были просто в ужасном состоянии,   пока не были проданы (или сданы в аренду)  предпринимателям. Это все говорит нам о том, что субсидии, протекционизм,  многочисленные проверки  приводят лишь к тому, что конечный покупатель то есть  мы с Вами покупаем все  гораздо дороже и более низкого качества.   Если   кто-то производит продукцию      лучше и дешевле чем его конкуренты -  о этого выигрываем  только мы  -потребители этих товаров и услуг.

Поэтому давайте каждый для себя решит сам, что ему ближе свобода  создавать   что-либо и приносить прибыль себе и обществу    или находиться под   контролем  государственной машины, которая,  как показала практика,  не  способна эффективно контролировать   экономику.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Собрать кубик Рубика: политические трансформации Кыргызстана

На современном этапе развития политической культуры эти кланы представляют собой финансово-чиновничьи группы мафиозного типа, имеющие пр...