Бердаков Денис, политолог: Госрегулирование: фасилитация или
контроль?
Суть вопроса о
госрегулировании лежит в
плоскости того, как мы воспринимаем
функции государства. Согласно
либеральной традиции роль
государства заключается в
профессиональной фасилитации. Коммунисты, националисты и социалисты
наделяют государство функцией
тотального контроля и регулирования экономики.
Для начала давайте определимся с
терминами фасилитация и контроль.
Фасилитация – это облегчение взаимодействия внутри группы (от
англ. «facilitate» – облегчать, помогать), процесс
оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении
соглашения к взаимному удовлетворению участников.
Контроль
– проверка, а также постоянное наблюдение в
целях проверки или надзора (определение из книги Кейта Кинана «Эфективное
управление»).
В
чем между ними разница? А
разница собственно в том, что при
варианте тотального контроля со стороны государства государство, по мнению американского философа
Айн Рэнд, превращается в самую опасную угрозу правам человека; «оно владеет
монополией на применение физической силы против законно безоружных жертв». В
странах, где экономика находится под контролем государства, представления государства об экономике
можно свести к нескольким коротким фразам: «Если что-то движется, обложи налогами;
если оно продолжит двигаться, зарегулируй; а как остановится - субсидируй». Эти слова сказал 40-й президент США
– Рональд Рейган, который наиболее
точно выявил все недостатки госрегулирования экономики посредством неэффективного контроля со стороны хлопотунов, чьи усилия
в погоне за призрачным общим счастьем приводят к разорению конкретных бизнесов. Поэтому нам как гражданам своих
стран стоит помнить о том, что «пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает
ни свободы, ни безопасности».
Давайте рассмотрим, к чему привело некомпетентное вмешательство и необоснованный контроль государства в различных секторах экономики в Кыргызстане.
Возьмем туризм. Выдвинутая сверху инициатива правительства «Кыргызстан - Страна Санта Клаусов» не привела к
росту туристической отрасли поскольку
рынок не испытывал в ней потребности, да и государственный менеджмент в
реализации данной идеи оставлял желать лучшего. Этот пример очень показателен,
потому что Ассоциация туристических операторов Кыргызстана предлагала свои
реальные проработанные инициативы,
которые помогли бы зарабатывать
конкретным бизнесам, и государство получило бы гораздо больше денег
от туристического бизнеса в бюджет. Но это если бы государство занималось
фасилитацией т.е. помогало бы всем
участникам процесса быстрее и легче зарабатывать на туризме, а не пытаться контролировать (а по сути,
мешать) бизнесу. Визовый режим с
развитыми странами, ориентация на
контроль за отдыхающими, необходимость получения кучи
справок, лицензий, разрешений для
занятий туристическим бизнесом – все
это мешает, а не развевает туризм в
Кыргызстане.
В сфере строительства
сложилась ситуация, когда строительные фирмы вынуждены
завышать стоимость жилья на 50-30% от итоговой суммы чтобы
дать взятку и получить различные лицензии и разрешительные бумаги от
чиновников и ведомств. Иначе на получение всех документов и лицензий могут уйти годы. Бизнесмены
привязаны к чиновникам кабальной зависимостью брать разрешения буквально на все свои действия.
Разве при такой системе государство заботиться о
своем народе?
Без поддержки государства (и самое главное без его
контроля) в Кыргызстане образовались два огромных рынка: «Дордой» и «Кара-Суу». Которые обеспечивают работой десятки тысяч
людей. Кыргызский этнос традиционно не занимавшийся торговлей буквально за
десять лет так изменил себя, что торговцы из Кыргызстана заняли значительные позиции как в Казахстане, так и в России в сфере розничной и мелкооптовой торговли.
Ввиду высокой коррупции (которая сама является
следствием чрезмерно раздутых полномочий государства) в Кыргызстане процветает
браконьерство, вырубка лесов, эрозия почв на пастбищах. Это все происходит потому, что люди привыкли
к тому, что если государственное – значит ничейное и можно это
использовать на полную катушку. Как показала практика эти проблему можно
решить, отдав все эти ресурсы в частные руки как в Грузии.
И тогда владелец леса будет заинтересован в увеличении количества
деревьев, так как он получает деньги от
их продажи и ему не выгодно взять и
срубить все деревья за 1 раз.
Подытоживая, давайте задумаемся. Планируемая значит ли это
регулируемая экономика?
Пример российского АвтоВАЗ, когда за
деньги налогоплательщиков дотируют морально и физически устаревшее
производство. Кинотеатры в Бишкеке, которые были просто в ужасном состоянии, пока не были проданы (или сданы в
аренду) предпринимателям. Это все
говорит нам о том, что субсидии, протекционизм,
многочисленные проверки приводят
лишь к тому, что конечный покупатель то есть
мы с Вами покупаем все гораздо
дороже и более низкого качества.
Если кто-то производит
продукцию лучше и дешевле чем его
конкуренты - о этого выигрываем только мы
-потребители этих товаров и услуг.
Поэтому давайте каждый для себя решит сам, что ему
ближе свобода создавать что-либо и приносить прибыль себе и
обществу или находиться под контролем
государственной машины, которая,
как показала практика, не способна эффективно контролировать экономику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий